Божественное послание музыки Гитарист-виртуоз, один из основоположников стиля «джаз-рок», Джон Маклафлин (John McLaughlin), сегодня празднует свой 80-летний юбилей! Он родился 4 января 1942 года в городе Донкастере, Великобритания. Вся творческая жизнь Джона Маклафлина — это постоянный поиск новых средств самовыражения и экспериментаторство. Ища новые пути развития джаза, Маклафлин проявил себя как музыкант широчайшего диапазона, виртуозно владеющий гитарой, играющий совершенно различную музыку в различных составах — от трио до больших оркестров. И сегодня Маклафлин еще не сказал своего последнего слова — поиск продолжается... Казалось бы, при всех своих достижениях, при всем своем влиянии на музыкальную культуру последних сорока с лишним лет, Джон Маклафлин мог бы давно повесить шляпу… гитару на гвоздь и почивать на лаврах. Но нет, с завидным постоянством и неутомимой тягой к эксперименту он записывает альбомы, собирает новые проекты, дает концерты. «The Mahavishnu Orchestra», его первая группа из начала 1970-х, получила название от имени, которое дал Маклафлину его гуру Шри Чинмой, — «Махавишну», одно из значений которого — охранитель мироздания. Группа принесла Маклафлину славу виртуоза-импровизатора, мастера музыкальных медитаций, асимметричных ритмов и сложных индоевропейских композиторских решений. Проект «Shakti» во второй половине 1970-х эту славу упрочил. Последовавшие формации, электрические и акустические, знаменовали беспрерывный поиск новых путей в музыке. Вот чем прославленный музыкант поделился в интервью «Новой газете»: — Откуда берется музыка? Говорит ли она нам что-либо о нас самих или о том, кто ее создал? — Вы также могли бы спросить, откуда берется жизнь. Музыка приходит из невидимого мира. Нет, конечно, мы действуем в материальном мире, но только тот мир, в котором мы живем по-настоящему, является источником всего. Музыкант полностью раскрывается в своей музыке — в ней просто невозможно что-то скрыть. Более того, невозможно быть одним в музыке и другим — в жизни. Слушатель всегда узнает, что чувствует исполнитель или композитор, к чему питает склонность. Это естественно. — В вашем творчестве ощущается влияние многих культур: Восток — тут, понятно, Индия; Европа — как место вашего рождения и взросления, как европейский джаз — тот же Джанго Рейнхардт; Америка — би-боп, Джон Колтрейн. На какие стороны вашей музыкальности — ритмика, мелодия, гармония — повлияла каждая из этих культур. Как из них складывалось ваше личное музыкальное мироощущение? — Между 11 и 16 годами я познакомился со всеми основными музыкальными культурами, которые сформировали мою последующую жизнь в музыке. А именно: блюз, фламенко, индийская музыка и джаз. Все они настолько сильно повлияли на меня, что я посвятил жизнь поиску своего музыкального «я», влюбившись в эти разнообразные стили. Наверное, из-за моей глубокой привязанности к ним я изучил их со всей тщательностью. И, конечно, мне очень повезло — у меня была возможность играть с величайшими мастерами в каждом из этих стилей. — Часто можно услышать разговоры о том, что проект «Мультикультурность» провалился, что есть непреодолимые различия между людьми разных культур. Мне кажется, ваше творчество это опровергает. Но что происходит с людьми на бытовом уровне? Действительно ли невозможно в настоящее время мультикультурное общество? — Те, кто говорит о «смерти мультикультурализма», убили его прежде всего в себе. Конечно, это вопрос личного восприятия. Что до меня, то я считаю, что мы живем в «глобальной деревне» и она по необходимости мультикультурна. Все мы люди, и различия между нами поверхностны. Настоящей проблемой является идеология. Политическая ли, религиозная, она всегда разделяет людей. Но, назло пессимистам и негативистам, в мире находятся замечательные человеческие существа. И это вдохновляет меня как ничто другое. — Иногда случаются столкновения с чем-то или с кем-то, после которых ты понимаешь, что уже не будешь таким, каким был вчера. Что меняло вас как личность на протяжении жизни? — Мы меняемся в основном под влиянием других людей, тех, кто предлагает нам иной взгляд на мир, тех, кто может говорить о своих переживаниях в искусстве, в великих вопросах бытия. Конечно, я могу говорить только исходя из собственного опыта, но я не так уж сильно отличаюсь от любого другого. Когда я был ребенком, на меня повлияли старшие братья: они научили меня задавать вопросы. Многие музыканты с Востока и Запада служили моему вдохновению. Это также относится и к мыслителям, философам, гуру. В мире достаточно великих людей. — А свое влияние вы можете распознать? Среди музыкантов и в широкой публике оно общепризнанно. Есть кто-то, кого бы вы назвали своим последователем? — Вероятно, найдется несколько гитаристов, которые отмечают мое влияние на свое раннее творчество. А как участник первой джаз-фьюжн-группы, «The Mahavishnu Orchestra», я могу услышать определенное ее влияние на другие коллективы. Но я не знаю, есть ли у меня последователь, «адепт». — Ведь даже такому экспериментатору, как вы, часто приходится играть одно и то же из концерта в концерт. Спасает ли тут импровизация? — Я счастливо избежал этой западни. Возможно, потому что всегда осознавал всю непрочность бытия. Как только вы понимаете, что мы здесь лишь на несколько лет, признание реальности настоящего момента становится частью вашей повседневности. Этого достаточно, чтобы остановить падение в опасную рутину. Я сказал «опасную», так как наши жизни, и музыка не исключение, наполнены рутиной; но нельзя позволять ей доминировать, особенно в искусстве. Импровизация — один из важнейших аспектов музыки, поскольку имеет дело только с настоящим моментом времени. — Менялся ли ваш подход к импровизации? — Сегодня мой подход развит до какой-то степени, а значит, он менялся. Но менялись и музыкальные требования к импровизации. Все мы каждый день становимся немного другими, и так как в импровизации мы через музыку можем говорить только о своей внутренней жизни, ежедневно меняются и наши требования к ней. — Почему джазовые стандарты не устаревают и их играют и интерпретируют все новые поколения музыкантов? — Они «плоть от плоти» джазовой импровизации. Они происходят из ее источника и в каком-то смысле составляют суть джаза. — Вы ощущаете некоторое отстранение от своих ранних работ? Какими способами вам удается поддерживать в себе чувство новизны в творчестве и не почивать на лаврах? — Совсем нет. Когда я слушаю свои ранние работы, а это случается нечасто, я бываю в хорошем смысле удивлен. Я действительно люблю всё, что когда-либо делал, хотя в ретроспективе вижу и серьезные недочеты. Но я в некотором роде как тот художник, который любит все свои картины. — Вы известны своими коллаборациями не только с джазменами, в списке которых Майлз Дэвис и Чик Кориа, Мирослав Витуш и Билл Эванс, Ларри Корриелл и Ян Гарбарек, но и с рок-музыкантами, такими как Стинг или «The Rolling Stones». В скольких проектах вы приняли участие как сессионный музыкант? Какие из этих проектов обогатили вас (а не вы — их)? — После стольких лет я потерял счет… Но я твердо могу заявить, что каждая из совместных работ что-то мне дает. Я учусь чему-нибудь каждый день. Сам момент сотрудничества с другими людьми открывает нам другой взгляд на мир. А это всегда интересно. — В одной из пьес драматурга Александра Вампилова сын говорит отцу, некогда игравшему в симфоническом оркестре, но теперь играющему на похоронах и на танцах: «Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где еще быть музыканту, если не на танцах и похоронах?» Что вы об этом думаете? — Музыка и музыканты всюду в человеческой жизни. В горе и в радости. Представить жизнь без музыки невозможно! Ландыш Рифовна Сегодня в аудио-подборке альбом Джона - "John McLaughlin And The 4th Dimension With Jimmy Herring And The Invisible Whip – Live In San Francisco" {2017} (2018), вышедший 21 сентября 2018 года на лейбле "Abstract Logix". Концерт был записан восьмого декабря 2017 года в рамках прощального концертного тура гитариста по Северной Америке. В первом отделении программы играл гитарист Джимми Херринг с группой The Invisible Whip. Во втором отделении – Маклафлин с 4th Dimension. Ну а в третьем отделении, которое, собственно, и представлено на диске, оба коллектива объединились в могучий электрический оркестр из девяти участников. В итоге на сцене одновременно играли два барабанщика, два бас-гитариста, два исполнителя на клавишных инструментах, два гитариста и скрипач. Оркестр исполнил программу, состоящую из классических произведений Джона Маклафлина, написанных им для The Mahavishnu Orchestra: «Meeting of the Spirits», «Birds of Fire», «A Lotus on Irish Streams», «The Dance of Maya», «Trilogy», «Earth Ship», «Eternity’s Breath Parts 1 & 2», «Be Happy». Состав: John McLaughlin: 12 string Double Neck and 6 String Guitars Jimmy Herring : Guitar Ranjit Barot : Drums, Konokol and Vocals Gary Husband: Electric Piano and Synths Etienne M'Bappe: Bass and Vocals Jason Crosby: Violin, Fender Rhodes and Vocals Kevin Scott : Bass guitar Jeff Sipe: Drums and Gong Matt Slocum: Hammond B3 and Clavinet Самый последний альбом 2021 года "Liberation Time" в первом комментарии к посту. #JohnMcLaughlin #JazzGuitar #Fusion #JazzCalendar #WorldMusic #4JanuaryJazz #ЛандышАхметгараева Источник – http://www.novayagazeta.ru

Теги других блогов: музыка джаз-рок Джон Маклафлин